Такелажные канаты

При перемещении крупногабаритных грузов с помощью спецтехники не обойтись без, казалось бы, такого простого приспособления как канат. Без него окажутся бесполезными лебедки, полиспасты и даже краны.
Просмотры: 1714

Что такое такелажный канат

Если говорить простым языком, то канат – это толстая веревка из растительного волокна или проволоки. Толщина достигается за счет того, что несколько веревок свиваются вместе. Таким образом увеличивается их стойкость к нагрузкам, прочность, они могут выдержать большой вес.

Такелажные канаты

Пеньковый канат

Канат для такелажных работ из растительного волокна в большинстве случаев изготавливают из пеньки, т.е. из стеблей конопли, вымоченных и скрученных особым образом. Это прочный материал, который хорошо переносит воздействие морской воды, поэтому пеньковые канаты широко используются в мореходстве. Канаты пеньковые бывают обыкновенными, специальными и повышенного уровня качества.

Пеньковый канат

Кроме пеньки также бывают джутовые канаты, изготовленные из джута.

Стальной канат

Такая же толстая витая веревка, но скрученная из тонкой проволоки. Проволока может быть разного диаметра – от 0,1 мм до 3 мм. Она скручивается вокруг сердечника – центральной части – образуя прядь, а несколько свитых между собой прядей приводят к образованию каната. Проволока изготавливается из высокоуглеродистой стали, устойчивой к коррозии, либо покрывается специальной антикоррозийной смазкой.

Синтетический канат

В последнее время химические материалы стали набирать популярность – например, капроновые канаты. Они способны выдерживать повышенную нагрузку и при этом не подвергаются гниению и коррозии, как растительные и стальные волокна. Но при этом синтетика чувствительна к повышенной температуре и под воздействием прямых солнечных лучей может быстро разрушиться.

Синтетический канат

Синтетика считается наименее экологичным типом, т.к. долго разлагается в почве.

Какие канаты используют для такелажных работ

Так как любые задачи, связанные с крупногабаритными грузами – это зона повышенной опасности, к ним предъявляются повышенные требования. Поэтому в такелаже прежде всего используют стальные канаты, как наиболее надежные и прочные.

Канат стальной такелажный изготавливается в соответствии с ГОСТ 3241-91, при этом на каждый вид есть отдельные ГОСТы. Канаты сопровождаются документацией от завода, проходят испытания и осмотр, как и любая оснастка для работы с грузами. На каждый канат крепится бирка с указанием наименования изготовителя, длинной, весом каната и пометкой о прохождении контроля качества.

Схематичный вид каната

Схематичный вид каната, свитого из нескольких пучков, и вариант его применения.

Также в отдельных случаях допускается применение канатов с международной сертификацией. Изделия без какой-либо спецификации не допускаются к применению, т.к. не известно, какую нагрузку они способны выдержать и какие испытания проходили. Наиболее частые такелажные методы испытаний – это статические и динамические.

Классифицируются такелажные канаты из стали по нескольким параметрам. Например, по свивке:

  • одинарные (из проволоки);
  • двойные (из прядей);
  • тройные (из двойных канатов).

По касанию проволок между слоями:

  • ТК – касание точечное (более жесткий канат, но больше износ);
  • ЛК – касание линейное (более гибкие, меньше изнашиваются);
  • ТЛК – комбинированное линейно-точечное;
  • ПК – полосовое касание и т.д.

Классификация такелажных канатов

Разные варианты свивок такелажных канатов.

Играет роль количество проволок и прядей. Как правило, используются такелажные канаты, в которых 19, 37 и 61 проволока и 6 прядей. От количества проволок напрямую зависит гибкость каната – при одном диаметре более гибким будет тот канат, где больше проволок.

Также применяется разный материал для сердечника. Проволока может свиваться вокруг пеньки, капрона, полимера. Это делается для того, что канат был более гибким и меньше подвергался коррозии.

Пример каната с сердечником из натурального волокна

Пример каната с сердечником из натурального волокна.

Особенности применения канатов

Канат стальной такелажный подходит для разных видов работ. Ими оснащаются краны, грузоподъемные мачты, шевры. Также канаты используются для изготовления стропов, вант и расчалок.

Для выбора того или иного каната руководствуются РД 10-33-93, РД 10-231-98 и другими документами – от этого зависит безопасность проводимых работ, а также скорость износа оборудования. Канат должен плотно располагаться в блоке, не сплющиваться, но при этом и не "кататься" свободно.

Такелажные канаты регулярно очищаются и обрабатываются. Сначала с помощью щетки, смоченной в керосине, удаляются все загрязнения, а потом металл смазывается противокоррозионным составом. Тем не менее в ходе эксплуатации канаты все равно изнашиваются, поэтому их регулярно отбраковывают. Запрещено использовать канаты, у которых перетерлось более 40% от изначального диаметра наружных проволок. Также по специальной формуле подсчитывают число обрывов проволоки.

Особенности применения канатов

Канаты могут виться в левую или правую сторону. Также бывают комбинированные варианты.

Кроме визуального осмотра стальные такелажные канаты подвергаются дефектоскопии – она проводится, чтобы оценить состояние внутренних проволок. Канат бракуется при потере сечения металла более 17,5%.

Другими показателями для отбраковки канатов могут стать:

  • нехарактерная волнистость;
  • выдавливание прядей или сердечника;
  • перекручивание, перегиб или залом каната.

Концы канатов должны быть особым образом закреплены. Это делается, во-первых, с помощью специальных узлов: прямой узел, мертвая петля, бессердечный узел и т.д. Также для соединения двух концов канат между собой применяют счаливание. Это процесс, когда канаты сплетаются между собой (допустимо только если канаты одного диаметра и схожие по конструкции).

В случае, когда нужно менять длину каната во время работ, либо необходимо выполнить разъемную петлю, используются зажимы для стальных канатов. Например, клиновой зажим. Количество и расстояние между зажимами зависит от диаметра каната.

Диаметр каната

Чем больше диаметр – тем больше зажимов потребуется.

Стропы из такелажных канатов

Если свернуть отрезок каната в кольцо или скрепить его зажимом, образуются стропы. Они точно также бывают из пеньки, капрона, стали – зависит от материала каната.

Больше в ходу стальные стропы, так как их несложно изготовить, и они долговечные. Стальные стропы даже более надежны, чем стропы из цепей, ведь обрыв звена у последних совершается одномоментно, в то время как канат обрывается постепенно – его можно отбраковать еще до того, как произойдет разрыв.

Стромы

На конце стром могут крепиться крюки, скобы и пр.

Стропы могут состоять из нескольких ветвей. Хлопчатобумажные и капроновые стропы хорошо подходят для перемещений мягких грузов, а многоветвевые стропы из стали или цепей применяются для такелажа строительных материалов, станков, конструкций.

Оформить заявку
Оставьте свой номер телефона, менеджер перезвонит вам через 5 минут
Получить смету