Чтобы быстро и надежно скрепить между собой канаты и цепи для поднятия тяжестей, используют специальные приспособления. Сегодня поговорим об одном из них – такелажной скобе омегообразной.
Что такое такелажная скоба?
Это соединительный элемент оборудования для подъема и перемещения грузов. Конструкция сама по себе очень простая и появилась на морских суднах. Но позже стала использоваться повсеместно: в сельском хозяйстве, энергетике, строительстве и т.д.
Скоба состоит из дугообразной спинки, двух проушин и штифта между ними.
Применяется такелажная скоба для подъема предметов, соединения канатов и цепей, буксировки транспортных средств – по земле и по воде. Используется и в статике (фиксация, страховка, стопорение, крепление), и в динамике (перемещение, буксировка).
Классификация такелажных скоб
По форме скобы делятся на 2 типа: прямые (напоминают по форме букву U) и омегообразные (напоминают по форме греческую букву "омега"). Могут изготавливаться из следующих материалов: углеродистой или нержавеющей стали, оцинкованные, окрашенные, из устойчивых сортов стали (для эксплуатации при –40℃).
По виду соединения самые востребованные варианты скоб:
- с винтом – штифт легко выкручивается и закручивается, что позволяет оперативно выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Рассматривается как временная фиксация груза. При длительной эксплуатации есть риск, что винт постепенно раскрутится и конструкция разрушится.
Скоба такелажная омегообразная с винтом.
- с гайкой – подходит для долговременного использования, т.к. штифт надежно фиксируется гайкой или болтом. Но для частой сборки-разборки будет неудобен.
Скоба такелажная омегообразная с гайкой.
Особенности закругленной скобы
Скоба такелажная омегообразная (также известна как якорная) используется наиболее часто. В чем ее преимущества:
- более равномерное распределение нагрузки – меньший риск деформации;
- подходит для крепления многоплечевых устройств;
- позволяет разместить крепления с разным вектором нагрузки;
- округлая форма не дает канату/тросу перетираться;
- уже расстояние между проушинами – меньший риск заклинивания элементов.
Крепление такелажной скобы с канатом к автомобилю.
Для использования с омегообразной скобой подойдет канат или трос любого типа (металл, синтетика, ПВХ покрытие и пр.). Также в работе прямые скобы более удобны за счет своего широкого зева.
Нормативы на такелажные скобы
Регулируется изготовление скоб такелажных омегообразных ГОСТом Р 58753-2019 "Стропы грузовые канатные для строительства". Это необходимо для обеспечения безопасности при погрузочных работах, ведь неправильно изготовленная или примененная скоба может привести к обрушению груза и, в худшем случае, к гибели людей.
Схема крепления для каната и скобы такелажной в ГОСТе.
Документ регламентирует материалы для соединительных элементов, метод их производства, маркировку и испытания. В частности говорит о том, что на каждом соединительном элементе обязательно должны быть данные об изготовителе, допустимой нагрузке и годе испытания изделия.
Размеры скоб и объем нагрузки
Грузоподъемность скоб такелажных омегообразных составляет от 330 до 150000 кг. Это зависит от размеров дуги, диаметра поперечного сечения и материала. Более того, если предполагается использование в экстремальных условиях (например, при очень низких температурах или в агрессивной внешней среде), то нужен особый подход и инженерные расчеты.
Допустимый вес для скобы такелажной омегообразной по размеру в ГОСТ.
Размер скобы (то есть диаметр спинки) выбит на нижней части лапки. Также с изделием указывается маркировка прочности, которые указывают предел деформации и плотность на разрыв.
Стоит учесть, что качественные такелажные скобы способны максимально выдерживать более высокую нагрузку, чем рассчитано (в 5 раз больше). Но это сделано во избежание несчастных случаев и злоупотреблять этим фактом не стоит. Если вам требуется большая грузоподъемность – выберите больший диаметр.
Монтаж такелажной скобы
Канат продевается в дугу, затем штифт с резьбой на одном конце и флажком для отверстия на другом продевается в кольца ушек, и закручивается до упора. Если это крепление с гайкой, то с внешней стороны штифт дополнительно законтривается (фиксируется) шплинтом.
Рисунок такелажной скобы со шплинтом (справа).
Груз должен располагаться геометрически правильно, не провисать в сторону, иначе несоразмерно повысится нагрузка на часть конструкции. Несимметричность груза следует откорректировать с двух сторон шайбами и только после этого закрепить скобу. Если штифт при сборке не монтируется до конца из-за тугой резьбы или разной соосности – изделие непригодно к использованию.
Также ГОСТ для скоб такелажных омегообразных запрещает использовать изделия с любыми повреждениями на поверхности, будь то трещина, ржавчина, расслоение и т.д. Запрещается каким-либо образом менять форму такелажной скобы, использовать сварку или сильное термическое воздействие. Степень износа не должна превышать 10%.
Как выбрать омегообразную скобу
Основным критерием служит, конечно же, вес груза. Можно при расчетах ориентироваться на следующие цифры:
- нагрузка 330 кг – диаметр скобы 6 мм;
- нагрузка 750 кг – диаметр скобы 10 мм;
- нагрузка 2000 кг – диаметр скобы 16 мм;
- нагрузка 9500 кг – диаметр скобы 32 мм.
В соответствии с диаметром меняются глубина и ширина прохода.
Также следует учесть условия эксплуатации. Если скоба будет часто подвергаться воздействию влаги, лучше выбрать оцинкованную сталь, чтобы избежать быстрой коррозии. При особенно агрессивной среде выбирайте специальные сплавы. И обращайте внимание на метод штамповки – холодная гибка снижает прочность.
Другой ключевой пункт – это будете ли вы часто "собирать-разбирать" скобу или надолго зафиксируете штифт. В первом случае выбирайте крепление с винтом, в втором – с болтом/гайкой и шплинтом.